• Девиз Вооруженных сил на 2019 год "Рухани жаңғыру - жауынгерлік рух тірегі"

Военные наблюдатели и штабные офицеры

Наши военные наблюдатели

Постановлением Парламента РК № 15-V ПРК от 20 декабря 2013 года было подержано предложение Президента РК о направлении в качестве военных наблюдателей офицеров ВС РК для участия в миссиях ООН для выполнения международных обязательств по подержанию мира и безопасности.
В соответствии с мандатом ООН основными обязанностями военных наблюдателей в миссии является:
Организация и проведение наземного и воздушного патрулирования.
Организация ночного наблюдательного поста.
Сбор и анализ полученной информации.
Мониторинг соблюдения и выполнения подписанных соглашений.
Выявление нарушений в зоне ответственности.
С 2014 года по сегодняшний день в операциях по поддержанию мира и безопасности ООН приняли участие 16 офицеров в качестве военных наблюдателей, из них 13 офицеров в миссии ООН по проведению Референдума в Западной Сахаре и 3 офицера в миссии ООН в Кот–д’Ивуаре.
На данный момент в Западной Сахаре находятся 4 офицера Вооруженных Сил Республики Казахстан в Западной Сахаре.
Справка: Всего подготовлено и отобрано 65 офицеров для участия в миссиях ООН в качестве военных наблюдателей и/или штабных офицеров (в т.ч. кадровый резерв).

Миссия ООН по проведению Референдума в Западной Сахаре

Территория Западной Сахары находится в Северо-Западной Африке. Площадь – около 266 800 тыс. кв. км. Граничит на севере с Марокко, на северо-востоке с Алжиром, на юге и востоке – с Мавританией. На западе омывается водами Атлантического океана. Установить общую численность проживающих в Западной Сахаре марокканцев и коренного населения сахрави (сахарцев) весьма сложно. По приблизительным оценкам, в Западной Сахаре проживает 500 тыс человек. Административный центр территории – Эль-Аюн.

Население.

Первые жители на этой территории – берберские племена групп зената и санхаджа – в результате арабских завоеваний были арабизированы и исламизированы. В настоящее время основные племена Западной Сахары имеют смешанное арабо-берберское происхождение. Они говорят на диалекте арабского языка – хасания, исповедуют ислам суннитского толка, имеют общие культурные традиции. Племена сохраняют устные предания и определенную социальную структуру. У населения представления о национальной территории смутные, и чаще всего их географический кругозор ограничивается конкретными районами пастбищ или караванных маршрутов. Сахрави проживают не только на территории Западной Сахары, но и в Мавритании, в южных районах Марокко, на севере Мали и на юге Алжира.

История Западной Сахары  прослеживается с V века до н. э., когда её посетил карфагенский путешественник Ганнон. Новейшая история Западной Сахары восходит к кочевым племенам, таким как санхаджи, жившим в сфере влияния берберов. В VIII веке эти племена приняли ислам, а затем арабский язык. Страна в основном населена сахрауи, говорящими на хассания, диалекте арабского языка. Национальное меньшинство на севере говорит на ташельхит, одном из диалектов берберского.

С XI по XIX век Западная Сахара была связующим звеном между Африкой южнее Сахары и Северной Африкой. В середине XI века санхаджи заключили союз слемтунами и основали династию альморавидов. Альморавиды расширили своё государство практически на всю территорию современного Марокко, Тлемсен  и Пиренейский полуостров  на севере, территорию Мавритании, Сенегала и Мали на юге, войдя в соприкосновение с империей Гана. К XVI веку, марокканская династия Саадитов завоевала империю Сонгай, располагавшуюся вдоль реки Нигер. Через Западную Сахару проходили основные пути  Транссахарской торговли, соединявшие Тимбукту (Мали) и Марракеш (Марокко).

История конфликта:

В 1884 году Испания колонизировала Западную Сахару и до 1976 года регион находился под контролем Испании.
В 1957 году Королевство Марокко предъявило претензии на часть территории Западной Сахары.
В период с 1957 по 1958 гг местными племенами были организованы восстания против Испании, где они не добились результата.
В 1960 Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию 1514, которая гласит, что все народы имеют права на самоопределение.
В 1963 ООН объявила, что Западная Сахара не имеет статуса как государство, так как находится под влиянием Испании (Испанская Сахара).
В период с 1965 по 1966гг Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций призвала Испанию к деколонизации и дать им право на самоопределение путем референдума.
20 мая 1973 года основан Фронт освобождения Ла-Де-Сагиет-Эль-Хамра и Рио-Де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО), для ведения партизанской войны против Испании. В то же время Король Марокко ХАСАН II предъявил свои претензии на северную часть территории Западной Сахары, а Мавритания предъявила свои претензии к южной части региона.
В 1974 году Испания выдвинула свои предложения в Генеральную Ассамблею провести референдум в Западной Сахаре.
16 октября 1975 года Марокканские войска начали вторжение на территорию Западной Сахары с северо-запада, где столкнулись с войсками Полисарийской армии. Обе стороны понесли большие потери личного состава.
6 ноября 1975 году Король Марокко ХАСАН II отправил 350 тысяч своих безоружных людей на территорию Западной Сахары на глубину 12-15 км и через 6 дней вернул их назад.
14 ноября 1975 года Королевство Марокко и Мавритания поделили территорию Западной Сахары между собой. Королевство Марокко оккупировало две третьих территории с севера а Мавритания одну вторую часть территории с юга включая город ДАХЛА.
В конце 1975 года Марокканские войска столкнулись с решительным сопротивлением со стороны ПОЛИСАРИО.
26 февраля 1976 года Испания вывела свои войска и навсегда покинула Западную Сахару.
В 1976 году лидеры движения ПОЛИСАРИО заявили, что они самостоятельно создают свое государство САДР (Сахаравийская Арабская Демократическая Республика).
В 1979 году Мавритания после нескольких поражений со стороны ПОЛИСАРИО покинула терриорию Западной Сахары и признали САДР . В то время как ПОЛИСАРИО и Мавритания подписывали мирное соглашение, Королевство Марокко оккупировало южную часть Западной Сахары оставленную Мавританией.
В период с 1985 по 1988 гг Африканская организация единства ООН предприняли ряд миротворческих усилий по установлению мира.

 Информация о Миссии.

МООНРЗС учреждена резолюцией 690 (1991) Совета безопасности от 29 апреля 1991 года в соответствии с предложениями по урегулированию, на которые 1988 года дали свои согласие Марокко и Народный фронт освобождения Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронте ПОЛИСАРИО).
В 1985 году Генеральный секретарь ООН при содействии Организации африканского единства инициировал миссию добрых услуг с "предложениями по урегулированию".  30 августа 1988 года Марокко и Фронт ПОЛИСАРИО приняли эти предложения. В 1990 году Совет Безопасности одобрил доклад Генерального секретаря (S/21360), который включал в себя полный текст предложений по урегулированию, а также набросок плана по их осуществлению. 29 апреля 1991 года Совет Безопасности своей резолюцией 690 (1991) принял решение учредить Миссию ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС) в соответствии с докладом Генерального секретаря (S/22464), в котором детально изложено предложения по урегулированию вопроса референдума.
План урегулирования, предложенный Генеральным секретарем и утвержденный Советом Безопасности, предусматривал переходный период, на протяжении которого Специальный представитель Генерального секретаря будет нести всю полноту ответственности за все вопросы, связанные с референдумом, на котором народу Западной Сахары предстоит выбрать между независимостью и вхождением в состав Марокко.
С момента развертывания МООНРЗС с 6 сентября 1991 года режим прекращения огня в основном соблюдается. Переходной период, однако, еще не наступил из-за расхождения сторон во взглядах на некоторые ключевые элементы плана урегулирования.
По итогам референдума, если народ Фронта ПОЛИСАРИО проголосует за независимость (САДР), от Королевства Марокко, то МООНРЗС будет контролировать вывод войск Королевства Марокко и передаст властям ПОЛИСАРИО регион под полный контроль. Если, в случае народ Фронта ПОЛИСАРИО проголосует за интеграцию в Королевство Марокко, то МООНРЗС будет контролировать демобилизацию Фронта ПОЛИСИРИО.

Особенности ведения службы ВН:

В миссиях ООН испытание на толерантность ждет каждого военного наблюдателя. В многонациональной среде, где проходят службу офицеры с разных стран, необходимо учитывать религиозные, культурные, социально-бытовые и политические особенности сослуживцев. Не допускать неприемлемого отношения к представителям других стран и местному населению. К примеру, в Западной Сахаре, если местный житель пригласил разделить с ним трапезу чаепития, отказ будет считаться грубым поведением с Вашей стороны. Наряду с этим, не рекомендуется просить более трех чашек чая. Существует поверие местного население о том, что 1-я чашка чая является выражением дружбы, 2-я чашка чая выражением дружеской любви и 3-я чашка выражением любви до «смерти». Как вы сами понимаете, не хотелось бы полюбить «до смерти»:). В очередной раз мы убеждаемся, что на ряду с профессиональными навыками необходимо знать культурологические особенности народа населяющего ту или иную территорию, где развернута миротворческая миссия ООН. В этом ракурсе миссия сложна в двойне, так как организационно состоит из военного и гражданского персонала различных стран.

 План по урегулированию конфликта включает в себя 4 фазы:

  1. Контроль за соблюдением прекращения огня
  2. Промежуточный (переходный) период
  3. Проведение референдума
  4. Провозглашение результатов референдума и вывод войск из региона.

 Мандат миссии:

  • следить за соблюдением прекращения огня;
  • удостоверить сокращение марокканских войск на территории Западной Сахары;
  • следить за тем, чтобы марокканские войска и войска Фронте ПОЛИСАРИО оставались в специально отведенных местах;
  • предпринимать совместно со сторонами шаги к тому, чтобы обеспечить освобождение всех западносахарских политических заключенных или задержанных;
  • наблюдать за обменом военнопленными;
  • осуществлять программу репатриации;
  • заниматься идентификацией и регистрацией лиц, имеющих право участвовать в референдуме;
  • организовать и обеспечить проведение свободного и справедливого референдума и обнародовать его результаты.

         Несмотря на то что решение задачи по организации референдума пока невозможно, другие требования, установленные в мандате Миссии, успешно выполняются. МООНРЗС продолжает выполнять следующие задачи:

  • следить за соблюдением прекращения огня;
  • заниматься уменьшением минной опасности и ослаблением угрозы неразорвавшихся боеприпасов;
  • поддерживать меры по укреплению доверия.

 Военное соглашение №1.

  1. Это соглашение между Королевством Марокко и МООНРЗС с одной стороны, и Вооруженными Силами фронта ПОЛИСАРИО и МООНРЗС с другой стороны.
  2. Данный период охватывает период с настоящего времени до начала переходного периода (день когда предварительный список коренного населения Западной Сахары имеющих право голосовать, будет опубликован) в рамках настоящего мирного процесса (плана урегулирования). Во время переходного периода, данное соглашение будет заменено новыми правилами
  3. Целью настоящего соглашения является подготовка и разработка руководящих документов, которые будут соблюдаться обеими сторонами, в рамках реализации соглашения о прекращении огня, которое вступило в силу 6 сентября 1991 года. Данное соглашение гарантирует, что конфликт между враждующими сторонами не возобновится.

Соглашение определяет права и обязанности военных наблюдателей ООН.

Географическое определение, согласно военному соглашению № 1.

        В рамках этого соглашения и для того, чтобы было четкое понимание, регион поделили на следующие границы:
        Буферная Зона (БЗ). Буферная зона занимает в ширину 5 км и проходит вдоль песчано-каменистой стены (берма), с севера на юг и с востока на запад. Буферная зона находится на территории Полисарийской армии.
        Запретная Зона (ЗЗ). Полоса шириной 30 км на территории Королевства Марокко и 25 км на стороне армии Фронта Полисарио.
        Зона с ограничениями. Вся остальная территория является зоной с ограниченными действиями.

Ограничение военных действий.

        Буферная зона. Нахождение Королевских Сил Марокко и армии Фронта Полисарио, личного состава и вооружения и военной техники, использование воздушного пространства, ведение огня из всех видов оружия и вооружения запрещается в любое время, это расценивается как грубое нарушения соглашения №1.

 Запретная зона.

  1. Применение стрелкового оружия и вооружения или ведение боевых действий (учений), за исключением проведения спортивных мероприятий.
  2. Тактические учения, передислокация или перегруппировка войск, за исключением передвижения войск в зону с ограниченными действиями.
  3. Использование штурмовой и армейской авиации, а также воздушного наблюдения. Исключение предусмотрено только для вертолетов, используемых для эвакуации больных и раненных, перевозки VIP и лиц, которые будут заниматься улаживанием конфликта с разрешения МООНРЗС (штаб миссии).

Ремонт либо обновление возведенных оборонительных сооружений включает в себя:

           - дополнительное прокладывание минных полей;
           - установка заграждений из колючей проволоки или других видов препятствий;
           - оборудование новых оборонительных сооружений;
           - возведение новой песчанно-каменистой стены (берма);
           - увеличение размеров по периметру опорных пунктов;
           - сосредоточение оружия и боеприпасов.

 Зона ограниченных действий.

В зоне ограниченных действий разрешается дислокация различных родов войск для поддержания боевой готовности, за исключением прокладывание минных полей, сосредоточение войск больше чем указано в соглашении, строительство новых казарм, штабов и складов для боеприпасов. Конфликтующие стороны также обязаны информировать штаб МООНРЗС, если они планируют проводить тактические учения в зоне ограниченных действий, включая выполнение стрельб из стрелкового оружия 9 мм и выше.

 Военное соглашение №2 и 3.

Данные соглашения направлены на уменьшение минной опасности, которые включают в себя старые минные поля и неразорвавшиеся снаряды (ракеты, боеприпасы). Условия этих соглашений не действуют в буферной зоне и существующим оборонительным рубежам. В рамках этих соглашений выполняются следующие мероприятия:
Вооруженные Силы Фронта ПОЛИСАРИО, Королевские Силы Марокко   и МООНРЗС обязуются обмениваться любой информацией на эту тему. Фронт ПОЛИСАРИО и Королевские Силы Марокко информируют о всех несчастных случаях, связанные с подрывом на минном поле или подрывом неразорвавшимися снарядами (боеприпасами). В случае обнаружения военными наблюдателями неразорвавшихся боеприпасов (снарядов) или минного поля, военные наблюдатели будут отмечать данное место, проинформируют ближайшее подразделение и докладывать в штаб миссии.
При обнаружении минных полей или неразорвавшихся снарядов (боеприпасов) на территории Королевства Марокко, они сами будут уничтожать обнаруженное минное поле или снаряды (боеприпасы) своими силами и средствами с разрешения штаба миссии.  При обнаружении минных полей или неразорвавшихся снарядов (боеприпасов) на территории Фронта ПОЛИСАРИО, военные наблюдатели отмечают место обнаружения и информируют офицера координатора. Обнаруженное минное поле или снаряды (боеприпасы) наблюдатели докладывают в штаб миссии. В штабе миссии принимается решение на отправку команды разминирования, так как Фронт ПОЛИСАРИО не имеют силы и средства для проделывания данной работы.  

 Права военных наблюдателей.

           Военные наблюдатели имеют полное право и свободу передвижения по зоне ответственности миссии, для выполнения ими поставленных задач:
           - проверка подразделений от роты и выше, за исключением жилых помещений;
           - организация наземного и воздушного патрулирования;
           - парковка в непосредственной близости от подразделения. Ограничение передвижения военных наблюдателей по зоне ответственности миссии, также является нарушением военного соглашения №1.

            В случае ограничения передвижения военных наблюдателей по зоне ответственности миссии, штаб миссии будет направлять письменное обращение к нарушившей стороне и если не будут предприняты какие-либо меры по урегулированию нарушения, будет отправляться письмо в штаб-квартиру ООН, с просьбой воздействовать дипломатическим путем.

Организационно-штатная структура вооруженных Сил Королевства Марокко состоит:

              - Министерство обороны
              - Генеральный штаб
              - Северное командование
              - Южное командование
              - Пограничные войска

   

Боевой потенциал насчитывается 225 000 военнослужащих.

Южное командование дислоцируется и отвечает за территорию Западной Сахары, контролируемой Королевством Марокко. Численность южного командования насчитывает 100 000 военнослужащих. Южное командование вооруженных сил Королевства Марокко делится на три сектора и каждый сектор делится на подсекторы. Южное командование имеет воздушные и морские элементы. Вооруженные силы Королевства Марокко являются относительно современной армией и хорошо оснащены преимущественно французским и американским вооружениями.

 Основные моменты повседневной деятельности военных наблюдателей:

  1. организация и проведение наземного и воздушного патрулирования;
  2. организация ночного наблюдательного поста;
  3. организация ночного наземного патруля;
  4. дежурство по базе;
  5. сбор и анализ полученной информации;
  6. мониторинг соблюдения выполнения военных соглашений;
  7. выявление нарушений в зоне ответственности.

После выполнения патрулей военные наблюдатели параллельно выполняют свои должностные обязанности определенные уставом миссии.

В миссии расположены 9 баз (Тимсайт) военных наблюдателей и штаб миссии:

 - 4 базы расположены на западной стороне региона контролируемой Королевскими Силами Марокко. Наименование баз: МАХАББАС, СМАРА, АУМДРЕГА, АВСАРД.

 - 5 баз расположены на восточной стороне региона контролируемой Фронтом ПОЛИСАРИО.

Наименование баз: МЕХАРИС, ТИФАРИТИ, БЕРЛАЛУ, МИДЖИК, АГУАНИТ.

Официальный сайт Президента Республики Казахстан
Официальный сайт Президента Республики Казахстан
Официальный сайт Премьер-Министра Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан
100 конкретных шагов современное государство для всех
Стратегия 2050
100 новых лиц
Главная военная прокуратура
Министерство финансов Республики Казахстан
Комитет по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел РК
Электронное правительство Республики Казахстан
Организация Договора о коллективной безопасности
РГП «Казспецэкспорт»
Центр военно-стратегических исследований
Шанхайская организация сотрудничества
North Atlantic Treaty Organization
Әділет
KADEX
АО «Казахстан ГИС центр»
АО «Казконтент»
Национальный университет обороны имени Первого Президента РК - Елбасы
Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции
Министерство Юстиции
Казахстан - страна Великой степи
Совет министров обороны СНГ
Министерство культуры и спорта Республики Казахстан
Ақсауыт
Информационный сервис
Электронная биржа труда
Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства
Национальный контактный центр по ответственному ведению бизнеса
Объединенный штаб ОДКБ
Президентский молодежный кадровый резерв