• Девиз Вооруженных сил на 2019 год "Рухани жаңғыру - жауынгерлік рух тірегі"

Противодействие коррупции

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности ГУ МТО ВС РК

Во исполнение подпункта 3) пункта 4 протокола заседания Комиссии ГУМТО по контролю за исполнением законодательства о противодействии коррупции  Юридическим управлением ГУМТО проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности ГУМТО.

  1. I. По результатам анализа выявлено следующие коррупционные риски:
  2. Коррупционные риски в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность ГУМТО:

Структурные подразделения ГУМТО ВС РК, ответственные за организацию и проведение государственных закупок, в своей деятельности руководствуются следующими нормативными правовыми актами:

1) Закон Республики Казахстан «О государственных закупках»;

2) Правила осуществления государственных закупок с применением особого порядка, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1200 (далее - Постановление №1200); 

3) Правила осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года         № 648 (проведения электронных государственных закупок).

Анализом установлено, что в основном коррупционные риски возникают при осуществлении государственных закупок способом конкурса с применением закрытых процедур (далее - закрытый конкурс) в соответствии с Постановлением № 1200.

Данное обстоятельство подтверждается возбуждением уголовного дела по фактам взяточничества при проведении государственных закупок услуг по организации питания.

В соответствии с постановлением № 1200 государственные закупки способом проведения закрытого конкурса осуществляются в случаях приобретения товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственные секреты и (или) содержат служебную информацию ограниченного распространения.

В отличие от электронного конкурса при проведении закрытого конкурса объявление об осуществлении государственных закупок не размещается, то есть вместо объявления ГУМТО направляет приглашения в адрес организаций, включенных в специально сформированный список потенциальных поставщиков.

При этом, Постановлением № 1200 не достаточно регламентирован порядок формирования списка потенциальных поставщиков при осуществлении государственных закупок, сведения о которых содержат служебную информацию ограниченного распространения.

То есть, при проведении закрытого конкурса по государственным закупкам, сведения о которых составляют государственные секреты, список формируется из числа организаций, имеющих соответствующие разрешение на работы с использованием сведений, составляющих государственные секреты.

При этом, не понятно как формировать список при проведении закрытого конкурса по государственным закупкам, сведения о которых содержат служебную информацию ограниченного распространения.

В соответствии с пунктом 29 Постановления № 1200, список потенциальных поставщиков, в адрес которых будет направляться извещение, составляется заказчиком с учетом ограничений, предусмотренных статьей 6 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (Статья 6. Ограничения, связанные с участием в государственных закупках), и утверждается первым руководителем заказчика либо лицом, исполняющим его обязанности.

Статьей 6 Закона предусмотрено следующее.

Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:

1) близкие родственники первых руководителей данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках;

2) потенциальный поставщик и (или) его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок.

3) руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;

4) руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включенным в реестр недобросовестных участников государственных закупок;

5) потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок;

6) потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок;

7) на имущество потенциального поставщика наложен арест;

8) потенциальный поставщик имеет неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены уполномоченным органом в Единый реестр должников;    

9) деятельность потенциального поставщика приостановлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан либо законодательством государства потенциального поставщика-нерезидента Республики Казахстан;

10) потенциальный поставщик включен в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

При этом, ГУМТО не имеет возможности оперативно проверить потенциального поставщика по всем ограничениям, предусмотренным статьей 6 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках».

Например: Для того, чтобы получить какую либо информацию ГУМТО необходимо сделать запрос в соответствующий орган. Срок рассмотрения запроса от 15 до 40 календарных дней.

Для оперативного получения подобных сведений необходимо наличие соответствующих полномочий. Тогда как, услуга по организации питания относится к услуге ежедневной потребности, от своевременности и качества оказания которой зависит здоровье военнослужащих и состояние боевой готовности в целом.

В целях устранения коррупционных рисков ГУМТО неоднократно направляло предложения в Постановление № 1200 в МФ РК. Однако предложения ГУМТО до настоящего времени остались без рассмотрения.

Вышеуказанные недостатки Постановления № 1200 приводят к неоднозначным подходам при формировании списка потенциальных поставщиков, что в свою очередь приводит к предпосылкам для совершения коррупционных нарушений. 

  1. Коррупционные риски в организационно-управленческой деятельности ГУМТО.

В соответствии с приказом МО РК от 16.01.2015г. ГУМТО определено заказчиком и организатором государственных закупок для нужд МО и ВС РК.

При этом согласно заключению Счетного комитета действующая схема исполнения бюджетных программ противоречит Бюджетному кодексу (не соблюден принцип ответственности), Закону «Об административных процедурах» (возложение на ГУМТО несвойственных функции) и Закону «О государственных закупках» (определение заказчиком заказчика).

Также, согласно заключению КФК МФ РК от 31.12.2015г. № КФК-2-14/5312, определение ГУМТО заказчиком является нарушением законодательства о государственных закупках.

Действующая система осуществления государственных закупок, а также выполнения оборонного заказа приводит к следующим проблемам:

  1. Длительный процесс реализации бюджетных программ, связанный с дублированием функций и излишней перепиской между довольствующими органами и ГУМТО.
  2. Размытая ответственность, связанная с тем, что ГУМТО не является ответственным исполнителем бюджетных программ, но при этом заключает договоры и проводит оплату по ним.
  3. Конфликт интересов и нарушение системы сдержек и противовесов, связанные с тем, что функции заказчика и организатора возложены на одно учреждение.
  4. Некачественное представление интересов Министерства обороны в судах,.

Вышеуказанные недостатки организационно-управленческой деятельности приводят к предпосылкам для совершения коррупционных нарушений, а также отражаются на имидже Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Рекомендация по устранению (минимизации) выявленных коррупционных рисков.

В целях устранения коррупционных рисков, выявленных при изучении Постановления № 1200, необходимо:

  1. Инициировать перед МФ РК о создании рабочей группы с привлечением компетентных представителей соответствующих государственных органов для переработки действующего порядка осуществления государственных закупок с применением особого порядка (Постановление №1200);
  2. Дать поручение довольствующим органам определить конкретный перечень товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственные секреты и (или) содержат служебную информацию ограниченного распространения и включить сведения о таких товарах, работах. услугах в соответствующие перечни Министерства обороны Республики Казахстан.

    Данное предложение позволит:

  1. Обеспечить соблюдение требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах;
  2. Оперативно осуществлять государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд правопорядка и национальной безопасности с применением особого порядка;
  3. Исключить неоднозначный подход к формированию списков потенциальных поставщиков, тем самым снизить коррупционные риски.

В целях  устранения (минимизации) коррупционных рисков, выявленных в организационно-управленческой деятельности ГУМТО, необходимо разделить функции заказчика и организатора по примеру взаимодействия между ГУМТО и ГУРВ.

Для этого необходимо:

  1. Определить ГУМТО (ГУГЗ) лишь организатором государственных закупок и наделить следующими функциями:
  • организация и проведение государственных закупок;
  • определения победителя государственных закупок и направление протокола об итогах в адрес довольствующих органов;
  • представление интересов МО в судах (ведение исковой работы) в случае несогласия с нарушениями, выявленными контрольными и надзорными органами.
  1. Возложить на Центр материально-технического обеспечения и других ответственных исполнителей бюджетных программ (довольствующих органов) следующие функции:

 

1) представление ГУМТО задания на организацию и проведение государственных закупок, содержащего соответствующие документы (заявка, техническая спецификация, проект договора, кандидатуры в состав конкурсной и (или) экспертной комиссии);

2) заключение договоров о государственных закупках и ГОЗ;

3) регистрация договоров и проведение оплат по договорам;

4) осуществление контроля за своевременным и качественным исполнением поставщиками обязательств по договорам;

5) ведение претензионной и исковой работы по договорам.

Данное предложение позволит:

  1. Устранить нарушения законодательства, выявленные Счетным комитетом;
  2. Усилить ответственность каждого подразделения за исполнение бюджетных программ (соблюдение принципа ответственности);
  3. Обеспечить оперативность организации материально-техническое обеспечение (исключит дублирование функции и снизит излишний документооборот);
  4. Исключить конфликт интересов, тем самым снизить коррупционные риски;
  5. Обеспечить соблюдения системы сдержек и противовесов (разделение функции заказчика и организатора);
  6. Обеспечить качественное представление интересов МО в судах;
  7. Исключить формальность деятельности ГУМТО в качестве заказчика.

    Вместе с тем, учитывая специфику деятельности ГУМТО, а также сложившуюся практику подбора кадров необходимо:

  1. Предусмотреть в Правилах назначения (в том числе временно) на должности, утвержденных приказом МО РК № 242, возможность назначать на руководящие должности ГУМТО лиц из числа гражданского персонала.
  2. В целях усиления ответственности, в том числе за совершения коррупционных правонарушений, определить статус гражданских служащих ГУМТО в виде «административного государственного служащего».

Для сведения: гражданские лица временно-назначенные на вакантные должности военнослужащих не имеют статус государственного служащего, что в свою очередь отражается на его ответственности, в том числе за совершения коррупционных правонарушений.

  1. Установить квалификационные требования к должностям ГУМТО в части наличия опыта работы в сфере государственных закупок, а также юридического и (или) финансового образования;
  2. Установить конкурсный отбор при подборе и расстановке кадров в ГУМТО.
  3. В целях повышения материальной заинтересованности в своевременном и качественном выполнении функциональных обязанностей установить стимулирование в виде премирования по итогам года за счет сэкономленных средств.

III. Сроки реализации рекомендации по устранению вывяленных коррупционных рисков: 2017-2018 год.

Официальный сайт Президента Республики Казахстан
Официальный сайт Президента Республики Казахстан
Официальный сайт Премьер-Министра Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан
100 конкретных шагов современное государство для всех
Стратегия 2050
100 новых лиц
Главная военная прокуратура
Министерство финансов Республики Казахстан
Комитет по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел РК
Электронное правительство Республики Казахстан
Организация Договора о коллективной безопасности
РГП «Казспецэкспорт»
Центр военно-стратегических исследований
Шанхайская организация сотрудничества
North Atlantic Treaty Organization
Әділет
KADEX
АО «Казахстан ГИС центр»
АО «Казконтент»
Национальный университет обороны имени Первого Президента РК - Елбасы
Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции
Министерство Юстиции
Казахстан - страна Великой степи
Совет министров обороны СНГ
Министерство культуры и спорта Республики Казахстан
Ақсауыт
Информационный сервис
Электронная биржа труда
Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства
Национальный контактный центр по ответственному ведению бизнеса
Объединенный штаб ОДКБ
Президентский молодежный кадровый резерв
Конвертер текста на латиницу