Финансовое обеспечение

Одним из атрибутов любого независимого государства является армия. Военная доктрина Республики Казахстан предусматривает создание профессиональной армии, соответствующей самым высоким мировым стандартам, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, гарантирующей укрепление государственности, суверенитет и территориальную целостность Казахстана.

Выполнение поставленных задач невозможно без подготовленного кадрового состава. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 января 2005 года «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» личный состав Вооруженных Сил включает военнослужащих и лиц гражданского персонала, из числа государственных и гражданских служащих, квалифицированных и неквалифицированных рабочих.

Денежное довольствие военнослужащих - гарантированная государством величина оплаты воинского труда в денежной форме в соответствии с его количеством и качеством.

В 2001 году в рамках совершенствования государственной службы проведено реформирование оплаты труда военнослужащих, т.к. воинская служба это особый вид государственной службы.

Основные идеи, заложенные при разработке новой системы оплаты труда, состояли в том, чтобы обеспечить:

  • индексацию в зависимости от экономических возможностей государства;
  • прозрачность, путем упрощения механизма начисления;
  • повышение роли должностного оклада;
  • сохранение влияния выслуги лет;
  • соответствие пособия на оздоровление своему названию.

Впервые был составлен и утвержден Реестр должностей военнослужащих, в том числе по центральному аппарату (14 категорий), Вооруженным Силам (37 категорий) и военно-учебным заведениям (32 категории). 

При составлении Реестра были учтены должности военнослужащих только офицерского состава, распределение которых по категориям велось с учетом карьерного роста, подчиненности, категории воинского звания, функциональных обязанностей. 

В процессе формирования Реестра были унифицированы отдельные наименования должностей структурных подразделений Вооруженных Сил и исключены дублирующие.

Структура денежного довольствия состоит из месячного оклада по занимаемой воинской должности, месячного оклада по присвоенному воинскому званию, надбавок за особые условия прохождения службы.

Оклады по воинской должности и воинскому званию вместе составляют оклад денежного содержания. Они играют роль своеобразной тарифной системы и представляют собой основу, на которой держится организация оплаты и стимулирования воинского труда.

Установление окладов денежного содержания военнослужащих по двум составляющим характерно только для стран бывшего СССР. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что военнослужащим, как правило, устанавливался единый основной оклад, зависящий от присвоенного воинского звания, выслуги лет и др. факторов. 

Введение в 1946 году окладов по воинским званиям офицерскому составу, а затем и другим категориям военнослужащих, с одной стороны, существенно повысило уровень оплаты воинского труда, с другой - укрепило авторитет и значение воинского звания, создало заинтересованность в лучшем исполнении обязанностей, в повышении квалификации, т.к. очередное воинское звание может быть присвоено лишь при условии продвижения по службе.

Для категорий военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту на должностях солдат и сержантов, оклады по воинским должностям устанавливаются по 9-разрядной тарифной сетке в зависимости от выслуги лет. 

Военнослужащим, проходящим воинскую службу по призыву, оклады устанавливаются по 6-разрядной тарифной сетке.

Из-за ограниченных возможностей трудоустройства членов семей денежное довольствие военнослужащих, как правило, является единственным источником существования их семей.

В настоящее время размеры денежного довольствия казахстанских военнослужащих привязаны к единой системе оплаты труда государственных служащих и увеличиваются одновременно с повышением заработной платы в бюджетной сфере. В то же время, в ведущих государствах эти процессы не взаимосвязаны.

Месячные оклады военнослужащих бундесвера считаются одними из самых высоких среди армий европейских стран НАТО, тем не менее, они регулярно увеличиваются, как и различного рода надбавки и компенсации. Если средняя заработная плата в ЕС составляет 4800 дол. США, то денежное довольствие военнослужащих составляет 6300 дол. США или выше на 30%, и это без учета целой системы социальных льгот.

Когда в 2000 году в США средняя оплата труда гражданского превысила денежное содержание военнослужащего, Пентагоном был предпринят ряд экстренных мер для того, чтобы сделать денежное довольствие военных более конкурентоспособным. С этой целью Конгресс США специальным решением ежегодно повышает военнослужащим должностные оклады, надбавки на питание и жилье.

Анализ мирового опыта подтверждал на необходимость совершенствования системы оплаты труда военнослужащих. В этой связи, специальная аналитическая группа в 2007 году по поручению Президента нашей страны - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Казахстан, выработала пакет предложений по совершенствованию системы оплаты труда военнослужащих, повышению мотиваций карьерного роста, постоянному повышению профессионального уровня.

По результатам данной работы в 2008 году увеличены надбавки за классность военнослужащим по контракту на должностях солдат и сержантов. Также увеличены надбавки за особые условия службы и за классность летному и инженерному составу военнослужащих Сил воздушной обороны. Введен дифференцированный подход к выплате окладов за воинские звания, что способствует повышению профессионализма и желанию карьерного роста военнослужащих. 

Согласно Посланию Президента Республики Казахстан к народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Рост благосостояния граждан Казахстан – главная цель государственной политики» в 2009 году денежное довольствие военнослужащих увеличено на 25%, на столько же оно возросло и с 1 апреля 2010 года. А с 1 июля 2011 года увеличено еще на 30 %. 

Официальный сайт Президента Республики Казахстан
Официальный сайт Премьер-Министра Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан
100 конкретных шагов современное государство для всех
Стратегия 2050
Главная военная прокуратура
Министерство финансов Республики Казахстан
Комитет по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел РК
Электронное правительство Республики Казахстан
Организация Договора о коллективной безопасности
РГП «Казспецэкспорт»
Центр военно-стратегических исследований
Шанхайская организация сотрудничества
North Atlantic Treaty Organization
Әділет
KADEX
АО «Казахстан ГИС центр»
АО «Казконтент»
Национальный университет обороны имени Первого Президента РК - Лидера Нации
Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции
Министерство Юстиции
Казахстан - страна Великой степи
Совет министров обороны СНГ
Министерство культуры и спорта Республики Казахстан
Ақсауыт
Информационный сервис